Vadim Kotelnikov, founder of Innovarsity    

Ржавый и Золотой ключики
к созданию инноваций в России

   

Вадим Котельников - личный логотип     

 

 Тут ↓ Ржавый ключик      Золотой ключиктам

 

Ржавый ключик

Основные барьеры на пути инновационного развития

В России инновации сверху не прорастают

Если у России вообще две главных беды, то у российских правительственных программ по развитию инноваций их тоже две – это недостаток желания и компетентности.

Об этих бедах кричит хотя бы тот факт, что у России со всеми ее людскими и природными богатствами, финансовые резервы в несколько раз меньше, чем у инновационной компании Apple, растущей лишь за счет интеллекта. И хоть Президент РФ еще в самом начале столетия заявил о намерении превратить Россию из сырьевого придатка мира в его мозг, прогресса правительственных программ в этом направлении без микроскопа не разглядишь.

А вот Академию наук, напротив, вместо того, чтобы перенацелить на потребителя, попросту придавили и обобрали.

И условия для развития предпринимательства – авангарда инноваций в бизнесе – в России наихудшие в мире.

Бизнес-климат таков, что доля в экономике малых и средних предприятий – наиболее инновационной части бизнеса – у нас в 5-7 раз ниже, чем в нормально развивающихся странах. В рейтинге свободных и инновационных экономик мира Россия болтается в районе 150-го места, и радикально изменить эту ситуацию, правительство, похоже, даже и не пытается. А если и пытается, то безрезультатно.

И вообще подход правительственных программ к инновациям сильно устаревший, прошловековый – правительство все еще считает инновации чисто технологическим явлением, хотя инновации уже давно стали системными, а с быстрым развитием информационных технологий эта тенденция ускорилась многократно.

Приравнивать инновации лишь к технологическим инновациям
– все равно, что приравнивать футбол
лишь к умению жонглировать мячом.

Нашей стране в обозримом будущем придется уживаться с такой скорей отрицательной, чем положительной результативностью правительственных инновационных программ, и лучше воспринимать это не как злого монстра, а просто как некую бетонную реальность, в которой надо находить народные пути инновационного созидания.

Две главных беды российских инноваторов

На уровне же инноваторов главных бед в России две, и они стоят шлагбаумами на пути создания успешных инноваций.

1. Недолюбовь к потребителю

Хорошая новость в том, что для победы над первым врагом финансовых затрат в инновации не требуется, ибо враг этот находится в мозгу. Гору сворачивать не нужно – нужно просто поднять шлагбаум.

Как говорят японцы, «Бесполезно грести сильнее, если ты гребешь в неправильном направлении».

В этом-то и заключается главная беда подавляющего большинства как российских стратегов инновационного развития, так и изобретателей: они гребут в неправильном направлении. Вместо того, чтобы нацеливаться на создание максимально возможной ценности для потребителя, они нацеливаются на решение технологических задач. В результате, даже если задачи решаются, в инновации эти технологические изобретения не превращаются, поскольку целевая аудитория, если таковая вообще была, их не покупает. А не покупает она потому, что для нее важны не изобретения, а потребительская ценность. А ценность эта, помимо изобретения, создается еще множеством факторов, и если их не учитывать при создании инновационного товара, то вся работа окажется проделанной впустую. Цепочка будет рваться там, где у нее слабые звенья.

Примеры? Да их пруд пруди. Достаточно лишь взглянуть какая доля патентов, полученных каким-либо НИИ и университетом, была востребована бизнесом. В университетах доля патентов, востребованных бизнесом, обычно менее 0.01%. Таков, увы, КПД патентной деятельности университетов. В НИИ и таких инноградах, как Сколково, этот КПД хоть и чуть выше, но тоже ничтожно низок.

Две причины ненацеленности российских НИОКР на потребителя:

  1. Культурная: “горе от ума”, любовь россиян к изобретательству, но не к покупателю, приводит к тому, что вместо объектов обожания у изобретателей рождаются в основном «неуловимые Мэри», которые неуловимы потому, что их никто не ловит.

  2. Историческая: заказы на изобретения на протяжении нескольких поколений спускались сверху, то есть формировались бюрократами – врагами инноваций, что атрофировало у подавляющего большинства ученых и изобретателей нацеленность на пользователя.

2. Недопредприимчивость

Инновации – это 1% изобретения и 99% предприимчивости.

Разумеется, сначала необходимо изобрести что-то новое, но это лишь первый шаг на пути создания инновации. У любой инновации много разнообразных врагов, как внутренних, так и внешних.

Чтобы превратить изобретение в пользующийся большим спросом инновационный продукт, необходимо на пути к этой цели победить всех врагов. Без предпринимательского духа и непрерывного предпринимательского творчества и лидерства этих побед не одержать. Однако необходимой инноватору предприимчивости у российских изобретателей сильно не хватает.

В результате подавляющее число российских инноваций, хорошо начав с интересного изобретения, сходят с дистанции, не дойдя до финиша.

 

Золотой ключик

Люби потребителя и стремись сделать его счастливее

Почему так важно любить покупателя?

Если взять любого легендарного супер-успешного и супер-богатого инноватора-предпринимателя, ни один из них не ставил получение сверх-прибылей на первое или вообще призовое место.  >>>

  

Бизнес-климат в России таков, что доля в экономике малых и средних предприятий – наиболее инновационной части бизнеса – у нас в 6-7 раз ниже, чем в нормально развивающихся странах.

   Россия: доля малого и среднего бизнеса по сравнению другими странами

 

 

Российское правительство все еще ‒ очень отстало, на уровне прошловековых понятий ‒ считает инновации чисто технологическим явлением, хотя инновации уже давно ‒ в связи с быстрым развитием информационных технологий ‒ стали явлением системным.

 

Системные инновации - 7 синергичных областей инноваций

 

 

Российские правительственные реалии

Разговоров много, а результата нет

"Среди тех проблем, которые есть у нас, совершенно необходимо упомянуть низкий уровень кооперации между наукой и частным бизнесом, недостаточную востребованность инноваций, о чём мы не устаём говорить последние лет 7–8 (во всяком случае на всех совещаниях, которые я проводил на эту тему, мы постоянно этот вопрос затрагивали)."

‒ Д.А. Медведев, Премьер-министр РФ

Расходов много, а результата нет

Согласно докладу Всемирной организации интеллектуальной собственности, Россия признана одним из мировых лидеров по расходу средств на нанотехнологии наряду с США и Китаем. Но это совсем не значит, что РФ — технологический лидер. Это просто значит, что из бюджета выделяют огромные деньги на нанотехнологии. А в чем Россия является мировым рекордсменом, так это в ничтожности отдачи от этих инвестиций.

 

У инноваций и так много врагов. А в России особенно, поскольку правители не знают, как создать бизнес-среду, способствующую инновациям, а изобретатели недостаточно предприимчивы и недостаточно любят своего целевого покупателя.

 

Враги создания инноваций